Кадры решают все: новые подходы в системе образования

Особое место в государственной политике, проводимой в области развития экономики, занимает система образования. Для выбора оптимальных решений проблемы интеграции образования, науки и производства необходимо учитывать традиции, оценивать сложившиеся механизмы интеграции и достигнутые результаты.

Подготовка высокообразованных и компетентных кадров для отраслей экономики зависит от качества образовательных процессов с учетом требований рынка труда. Это в первую очередь определяется соответствием системы профессионального образования потребностям работодателей. Развитие человеческих ресурсов и подготовка квалифицированных кадров имеют ключевое значение для подъема экономики Узбекистана и ее интеграции в мировое экономическое пространство. Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню, социальной мобильности.

Как отметил Президент на торжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников: «Все мы являемся свидетелями того, как быстро меняется время и выдвигает все новые актуальные и сложные задачи наряду с другими сферами и перед системой образования. Мы должны создать конкурентоспособную в мире национальную систему образования. С этой целью в центре нашего постоянного внимания и впредь будут находиться укрепление материально-технической базы и кадрового потенциала образовательных учреждений, совершенствование учебников и учебных пособий на основе современных требований, оптимизация учебных программ и стандартов, поэтапное увеличение заработной платы работников сферы, достойная оценка их нелегкого труда». Прежняя система обучения, почти полностью определявшаяся учебными планами и государственным заказом на специалистов, могла существовать только в рамках централизованной государственной системы и сегодня не отвечает меняющимся условиям рыночной экономики. Поэтому теперь вузам необходимо прогнозировать спрос на специалистов того или иного профиля на годы вперед, отвечать на это изменениями в учебных планах и программах.

В последнее время изменилось содержание образования с целью формирования у будущих специалистов способностей к самостоятельной практической деятельности. Вместе с тем это не значит, что, освоив в той или иной степени практическую сторону обучения и закрепив эти знания в период прохождения производственных практик, будущий специалист полностью готов к самостоятельной работе. Можно привести немало примеров, когда студент, имеющий отличные оценки, ни по теоретической, ни по практической части не оправдывает возложенных на него надежд как на специалиста. Причин такого положения дел чрезвычайно много: от личностных качеств самого специалиста, его желания и готовности работать по избранной специальности и управлять самим процессом подготовки. Анализируя последний, следует отметить некоторые его слабые стороны. Например, в ходе преподавания отдельных дисциплин ощущается их обособленность.

Весьма значимым в подготовке специалистов является формирование самостоятельности как при проведении учебных занятий в лаборатории, так и во внеаудиторное время. При выполнении любого задания студент должен видеть в нем полезность для будущей профессии, тогда это задание будет выполняться качественно и с интересом.

В данном отношении представляет интерес система университетского образования некоторых развитых стран, где учебные программы для студентов, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность и преподавание, отличаются от программ для тех, кто намерен работать в промышленной сфере, бизнесе и так далее. Прежде всего это отличия в соотношении объемов теоретической и практической подготовки. На старших курсах у студента должна быть большая свобода в выборе предметов обучения.

Одним из шагов в данном направлении стал Указ Президента «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 8 октября 2019-го, которым предусмотрен поэтапный переход к внедрению передовых стандартов высшего образования. Перед профильными учреждениями поставлена задача постепенного перевода учебного процесса на кредитно-модульную систему.

В частности, для поступающих в бакалавриат и магистратуру Ташкентского государственного экономического университета с 2020/2021 учебного года внедрена кредитно-модульная система, которая позволяет значительно повысить качество подготовки специалистов, а также привлечь к проведению лекций и семинаров ведущих специалистов отрасли из зарубежных образовательных учреждений и предприятий. Студенты смогут самостоятельно выбирать интересующие их дисциплины, что станет очередным шагом в направлении развития индивидуального подхода в образовании. Кроме того, с целью обеспечения интенсификации процесса обучения на основе опыта лучших иностранных учебных заведений разработаны абсолютно новые учебные программы, учитывающие запросы как местного, так и международного рынка труда.

Компетентным специалист становится в том случае, если обладает хорошей теоретической базой и имеет необходимые практические знания и опыт. Однако если, как это бывает часто, обучение велось исключительно на абстрактных примерах, то в лучшем случае ему надо будет доучиваться. Подобная ситуация способствует возникновению у молодого специалиста психологического дискомфорта и негативного профессионального самоопределения, поскольку специальность, в которую он вложил свое время и силы, не востребована вообще или не в полной мере.

Ввиду того, что наиболее высокие требования со стороны предприятий и организаций предъявляются к практической подготовке выпускника, вузам следует значительно расширить практическую сторону в учебных программах и наряду с традиционными формами чаще заключать договоры с организациями о совместных научно-исследовательских программах с участием в них студентов. Целесообразно привлечь учреждения и организации к такому сотрудничеству, дав им возможность отбирать для себя нужных студентов, расширяя продолжительность учебной практики на местах.

Для этого следует привлекать к преподаванию в вузах специалистов-практиков, а также внедрять методики интенсивного обучения, позволяющие студентам не только заучивать определенные объемы информации, но и прививать культуру саморазвития.

В целях интеграции образования, науки и производства в ТГЭУ в сотрудничестве с одним из банков создан научно-практический инновационный центр «Банк и финансы» при факультете финансов и бухгалтерского учета. Теперь студенты имеют возможность обогащать теоретические знания с практическими навыками. В результате обеспечивается эффективность в подготовке кадров.

Рассмотрение инновационных подходов вопроса развития интеграции между образованием, наукой и производством в плане подготовки самостоятельно мыслящих кадров является первостепенным в данном направлении. Налаживание деятельности этого центра имеет важное значение при внедрении инновационных проектов, разработанных профессорско-преподавательским составом, соискателями и студентами университета. Также создаются благоприятные условия для разработки новых и развития существующих направлений исследований.

В вопросе трудоустройства выпускников следует большое внимание уделять повышению активности и инициативы у молодых специалистов, чтобы они смогли стать реальными субъектами на рынке труда. Последний нуждается в кадрах новой формации, способных работать на местах, которые появляются в современной экономике, особенно в сфере услуг, где на первый план выходит коммуникативная компетентность человека.

В связи этим взаимодействие между предприятиями и организациями, заинтересованными в квалифицированных специалистах, с одной стороны, и высшими учебными заведениями — с другой, должно стать более тесным и менее формальным, а обучение в вузе — более дифференцированным и адаптированным к интересам работодателя.

Также необходима подготовка студентов к реалиям современного рынка труда. В частности:

обучение их методам поиска работы и правилам поведения в деловой среде;

привитие навыков публичной самопрезентации и результатов своего труда, воспитание коммуникационных навыков;

формирование навыков командной и проектной работы.

Конгратбой ШАРИПОВ,

Ректор ТГЭУ.

 

Izohlar
Izoh qoldirish
single.php