YANGILIKLAR

Месяц: Октябрь 2020

Особое место в государственной политике, проводимой в области развития экономики, занимает система образования. Для выбора оптимальных решений проблемы интеграции образования, науки и производства необходимо учитывать традиции, оценивать сложившиеся механизмы интеграции и достигнутые результаты.

Подготовка высокообразованных и компетентных кадров для отраслей экономики зависит от качества образовательных процессов с учетом требований рынка труда. Это в первую очередь определяется соответствием системы профессионального образования потребностям работодателей. Развитие человеческих ресурсов и подготовка квалифицированных кадров имеют ключевое значение для подъема экономики Узбекистана и ее интеграции в мировое экономическое пространство. Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню, социальной мобильности.

Как отметил Президент на торжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников: «Все мы являемся свидетелями того, как быстро меняется время и выдвигает все новые актуальные и сложные задачи наряду с другими сферами и перед системой образования. Мы должны создать конкурентоспособную в мире национальную систему образования. С этой целью в центре нашего постоянного внимания и впредь будут находиться укрепление материально-технической базы и кадрового потенциала образовательных учреждений, совершенствование учебников и учебных пособий на основе современных требований, оптимизация учебных программ и стандартов, поэтапное увеличение заработной платы работников сферы, достойная оценка их нелегкого труда». Прежняя система обучения, почти полностью определявшаяся учебными планами и государственным заказом на специалистов, могла существовать только в рамках централизованной государственной системы и сегодня не отвечает меняющимся условиям рыночной экономики. Поэтому теперь вузам необходимо прогнозировать спрос на специалистов того или иного профиля на годы вперед, отвечать на это изменениями в учебных планах и программах.

В последнее время изменилось содержание образования с целью формирования у будущих специалистов способностей к самостоятельной практической деятельности. Вместе с тем это не значит, что, освоив в той или иной степени практическую сторону обучения и закрепив эти знания в период прохождения производственных практик, будущий специалист полностью готов к самостоятельной работе. Можно привести немало примеров, когда студент, имеющий отличные оценки, ни по теоретической, ни по практической части не оправдывает возложенных на него надежд как на специалиста. Причин такого положения дел чрезвычайно много: от личностных качеств самого специалиста, его желания и готовности работать по избранной специальности и управлять самим процессом подготовки. Анализируя последний, следует отметить некоторые его слабые стороны. Например, в ходе преподавания отдельных дисциплин ощущается их обособленность.

Весьма значимым в подготовке специалистов является формирование самостоятельности как при проведении учебных занятий в лаборатории, так и во внеаудиторное время. При выполнении любого задания студент должен видеть в нем полезность для будущей профессии, тогда это задание будет выполняться качественно и с интересом.

В данном отношении представляет интерес система университетского образования некоторых развитых стран, где учебные программы для студентов, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность и преподавание, отличаются от программ для тех, кто намерен работать в промышленной сфере, бизнесе и так далее. Прежде всего это отличия в соотношении объемов теоретической и практической подготовки. На старших курсах у студента должна быть большая свобода в выборе предметов обучения.

Одним из шагов в данном направлении стал Указ Президента «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 8 октября 2019-го, которым предусмотрен поэтапный переход к внедрению передовых стандартов высшего образования. Перед профильными учреждениями поставлена задача постепенного перевода учебного процесса на кредитно-модульную систему.

В частности, для поступающих в бакалавриат и магистратуру Ташкентского государственного экономического университета с 2020/2021 учебного года внедрена кредитно-модульная система, которая позволяет значительно повысить качество подготовки специалистов, а также привлечь к проведению лекций и семинаров ведущих специалистов отрасли из зарубежных образовательных учреждений и предприятий. Студенты смогут самостоятельно выбирать интересующие их дисциплины, что станет очередным шагом в направлении развития индивидуального подхода в образовании. Кроме того, с целью обеспечения интенсификации процесса обучения на основе опыта лучших иностранных учебных заведений разработаны абсолютно новые учебные программы, учитывающие запросы как местного, так и международного рынка труда.

Компетентным специалист становится в том случае, если обладает хорошей теоретической базой и имеет необходимые практические знания и опыт. Однако если, как это бывает часто, обучение велось исключительно на абстрактных примерах, то в лучшем случае ему надо будет доучиваться. Подобная ситуация способствует возникновению у молодого специалиста психологического дискомфорта и негативного профессионального самоопределения, поскольку специальность, в которую он вложил свое время и силы, не востребована вообще или не в полной мере.

Ввиду того, что наиболее высокие требования со стороны предприятий и организаций предъявляются к практической подготовке выпускника, вузам следует значительно расширить практическую сторону в учебных программах и наряду с традиционными формами чаще заключать договоры с организациями о совместных научно-исследовательских программах с участием в них студентов. Целесообразно привлечь учреждения и организации к такому сотрудничеству, дав им возможность отбирать для себя нужных студентов, расширяя продолжительность учебной практики на местах.

Для этого следует привлекать к преподаванию в вузах специалистов-практиков, а также внедрять методики интенсивного обучения, позволяющие студентам не только заучивать определенные объемы информации, но и прививать культуру саморазвития.

В целях интеграции образования, науки и производства в ТГЭУ в сотрудничестве с одним из банков создан научно-практический инновационный центр «Банк и финансы» при факультете финансов и бухгалтерского учета. Теперь студенты имеют возможность обогащать теоретические знания с практическими навыками. В результате обеспечивается эффективность в подготовке кадров.

Рассмотрение инновационных подходов вопроса развития интеграции между образованием, наукой и производством в плане подготовки самостоятельно мыслящих кадров является первостепенным в данном направлении. Налаживание деятельности этого центра имеет важное значение при внедрении инновационных проектов, разработанных профессорско-преподавательским составом, соискателями и студентами университета. Также создаются благоприятные условия для разработки новых и развития существующих направлений исследований.

В вопросе трудоустройства выпускников следует большое внимание уделять повышению активности и инициативы у молодых специалистов, чтобы они смогли стать реальными субъектами на рынке труда. Последний нуждается в кадрах новой формации, способных работать на местах, которые появляются в современной экономике, особенно в сфере услуг, где на первый план выходит коммуникативная компетентность человека.

В связи этим взаимодействие между предприятиями и организациями, заинтересованными в квалифицированных специалистах, с одной стороны, и высшими учебными заведениями — с другой, должно стать более тесным и менее формальным, а обучение в вузе — более дифференцированным и адаптированным к интересам работодателя.

Также необходима подготовка студентов к реалиям современного рынка труда. В частности:

обучение их методам поиска работы и правилам поведения в деловой среде;

привитие навыков публичной самопрезентации и результатов своего труда, воспитание коммуникационных навыков;

формирование навыков командной и проектной работы.

Конгратбой ШАРИПОВ,

Ректор ТГЭУ.

 

Сегодня изучение на научной основе законодательства, тенденций и возможностей развития цифровой экономики в условиях Узбекистана, в частности, степени проникновения современных информационных технологий в различные сферы экономики, имеет первостепенное значение. Развитие и перспективы нашей Родины, успехи реформ, проводимых в нашей стране в широких масштабах, напрямую связаны с внедрением новых инноваций в национальную экономику. Поэтому важно совершенствовать цифровую экономику, исследовать ее экономические, политические, социальные и правовые основы с научно-практической точки зрения.

Развитие науки, образования и цифровой экономики в нашей стране, то есть повышение в ближайшем будущем интеллектуального потенциала населения, особенно молодежи, а также поддержка сферы информационно-коммуникационных технологий станут одним из приоритетных вопросов государственной политики. В плане развития Узбекистана на ближайшую перспективу прочно закреплены реализация элементов электронного правительства и поддержка цифровой экономики.

Следует отметить, что на совещании, проведенном 22 сентября текущего года главой нашего государства, обсуждался вопрос цифровизации экономики. Новым критерием оценки деятельности хокимов было установлено, что хокимы районов и городов 2-3 дня в месяц должны исключительно заниматься цифровизацией. Подчеркнуто, что оценка их деятельности будет даваться исходя из того, какой уровень цифровизации достигнут в их регионе, а руководителям, достигшим образцовых результатов, будут надбавки к заработной плате в размере до 30 процентов.

Кроме того, глава государства неоднократно отмечал необходимость цифровизировать прежде всего те сферы, с которыми люди сталкиваются чаще всего, и таким образом облегчить жизнь граждан, исходя из этого требования рабочими группами подготовлено 530 региональных и 280 отраслевых проектов, в частности, будут реализованы 239 проектов по цифровизации сфер здравоохранения, кадастра, социальной защиты, сельского хозяйства, образования в 14 районах до конца текущего года и еще в 14 районах в первом квартале следующего года.

Также, с целью ускоренного развития цифровой экономики в стране, широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий во всех отраслях и сферах, прежде всего, государственном управлении, образовании, здравохранении и сельском хозяйстве 5 октября 2020 года принят Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030» и мерах по ее эффективной реализации».

Согласно указу, в рамках цифровой трансформации регионов и отраслей в 2020-2022 годах предусматривается:

повышение с 78 до 95 процентов уровня подключения населенных пунктов к сети Интернет, в том числе за счет увеличения до 2,5 миллионов портов широкополосного доступа, прокладки 20 тысяч километров оптико-волоконных линий связи и развития сетей мобильной связи;

внедрение свыше 400 информационных систем, электронных услуг и иных программных продуктов в различных сферах социально-экономического развития регионов;

организация обучения 587 тысяч человек основам компьютерного программирования, в том числе путем привлечения 500 тысяч молодых людей в рамках проекта «Один миллион программистов»;

внедрение свыше 280 информационных систем и программных продуктов по автоматизации процессов управления, производства и логистики на предприятиях реального сектора экономики;

закрепление в регионах соответствующих высших учебных заведений для повышения цифровой грамотности и навыков хокимов, сотрудников государственных органов и организаций, обучения их информационным технологиям и информационной безопасности, а также обучение информационным технологиям 12 тысяч их работников.

Республиканская научно-практическая конференция на тему «Современные тренды формирования цифровой экономики: опыт, проблемы и перспективы», организованная в Ташкентском государственном экономическом университете в целях эффективного решение этих задач, дальнейшего развития науки в нашей стране и обеспечения наших студентов глубокими знаниями и навыками в области применения технологий, платформ и бизнес-моделей цифровой экономики в Узбекистане, посвящена разработке соответствующих выводов и рекомендаций на основе обсуждения научно-практических аспектов актуальных задач, поставленных в вышеуказанных законах и постановлениях и Послании Президента нашей страны в Олий Мажлису.

В работе конференции приняли участие руководители и специалисты органов государственного управления, занимающихся формированием цифровой экономики в нашей стране и обеспечением ее информационной безопасности, руководители и специалисты организаций, работающих в данной сфере, профессора и научные сотрудники высших образовательных учреждений, а также представители вузов зарубежных стран.

В частности, профессора Русенского университета Болгарии, Уральского государственного экономического университета Российской Федерации, представители Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике приняли участие в конференции в качестве партнеров и внесли достойный вклад в ее организацию на высоком уровне.

На конференции обсуждались научные доклады по следующим направлениям:

  • “Механизмы совершенствования электронного информационного обмена в системе государства и управления”;
  • “Инновационные подходы к использованию цифровых технологий на предприятиях/организациях реального сектора экономики”;
  • “Современные взгляды и перспективы использования цифровых технологий в системе образования”;
  • “Преимущества использования современных IT-трендов в цифровой экономике”;
  • “Цифровая экономика: зарубежный опыт”.